Крест распятия

Реликвии Ватикана

Христианство, зародившееся в I веке, почти четыре века в Римской империи подвергалось жесткому преследованию со стороны язычников, почитавших богов Рима. Официально эта религия была признана только во времена правления римского императора Константина Великого.
В 313 году правителем было издано специальное соглашение – Миланский эдикт, после которого гонения на христиан прекратились. Так, с легкой руки Константина I христианство постепенно стало государственной религией Римской империи. Хотя сам Константин сменил веру и принял христианство только, почувствовав приближение смерти, в 337 году (он прожил 63 года, правил 31 год). Мать императора Константина Великого, Флавия Джулия Елена (Елена Константинопольская), стала христианкой, перешагнув 60-летний возраст.

Кто на кого оказал влияние по христианскому воцерквлению: мать на сына или наоборот – мнения историков расходятся. Одни считают, что великое доверие сына к богомудрой матери-христианке ускорило принятие свободы вероисповедания и официальное признание христианства. Он так почитал свою мать, что даже доверял ей полностью распоряжаться императорской казной.
Другие исследователи склоняются к тому, что Елена, видя усердия сына по возведению христианских церквей и разрушению языческих храмов, так прониклась христианством, что сменила веру даже раньше сына.

Вещий сон

После распятия Иисуса Христа правящие императоры-язычники предприняли все меры, чтобы стереть все воспоминания о мучениях Христа и тех местах, где он пострадал за веру. Например, холм Голгофа, где был казнен Спаситель, засыпали землей и мусором. На этой свалке устроили языческое святилище с храмом Венеры и статей Юпитера.
Прошло не одно столетие, прежде чем императору Константину I перед боем довелось увидеть на небе чудное знамение – огромный крест со словами «Сим победиши». Несмотря на малочисленность своей армии, Константин I, действительно, одержал победу.
Его мать Елена, пораженная видением сына, после этого события также увидела вещий сон, в котором ей было велено идти в Иерусалим и найти животворящий крест. Во сне она получила указания, что крест надо искать в том месте, где язычники возвели храм в честь Венеры.

Царское паломничество

Царице Елене в это время уже было почти 70 лет, несмотря на преклонный возраст, она, заручившись поддержкой сына, решается на это паломничество. Путешествие в Иерусалим царицы со свитой и богатыми дарами стало значимым событием для множества людей.
Во время паломничества она успела возвести 3 храма:
  • на Голгофе – храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме – базилику Рождества Христова;
  • на горе Елеон – часовню Вознесения Христа.
Также ее царственное положение позволило ей оказать многим людям денежную помощь, одарить одеждой бедных, некоторых заключенных освободить от тюремных оков или от рабства на рудокопных шахтах. Иерусалимские капища язычников и статуи их идолов по ее приказу повсеместно уничтожались.

Поиск святых реликвий

Содействие в поиске святых реликвий и раскопах в местах, где был похоронен Иисус, царице Елене оказал епископ Иерусалима Макарий I, письмо которому написал император Константин I. Однако найти место погребения удалось только благодаря местному еврею Иуде, который знал об этом месте от отца.
Но Иуда Кириак долго не хотел раскрывать тайну, был даже собран совет старейшин, на котором он объявил, что раскрытие погребения лишит иудеев превосходства над христианами. Елена все же выведала секрет, посадив Иуду в глубокий пересохший колодец на 7 дней. Он там молился все время, ожидая божественного знамения. Наконец-то через 7 дней земля разверзлась, и пошел такой сладостный дым, что Иуда посчитал это знаком, велевшим ему раскрыть место святых артефактов и самому принять христианство.
Точно определившись с местом, Елена, приказала разрушить языческий храм и искать реликвии. Во время раскопок она время от времени бросала в яму монеты, чтобы землекопы активнее работали.
На Голгофе были найдены три креста, табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», которая была прикреплена к дереву, и даже 4 гвоздя, которыми был распят Христос. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был казнен сын божий, патриарх иерусалимский Макарий по очереди возлагал их на покойника, которого только вынесли из дома.
С этого времени 27 сентября во всех православных храмах отмечается Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Святой артефакт выносится в центр церкви, чтобы верующие смогли поклониться Кресту уже не как орудию смерти, а как орудию победы над смертью и злом.
Усилия и работа по распространению христианства Константина I и его матери Елены были высоко оценены православной церковью: оба они канонизированы в лике равноапостольных – особо значимых святых.
В католицизме Константин не называется святым (слишком много дел он сделал не соответствующих этому статусу), там его называют просто Великим. А вот мама его, Елена, была признана святой.

Что происходило с частями креста после обретения.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину , который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади.
Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время и выставлялась для поклонения народу.
В 615 году персидский царь Хозрой похитил Святой Крест, поместив его среди предметов языческого культа. Византийский император Ираклий со своим войском напал на персидского царя и, победив его, вернул Крест Господень в Иерусалим. Но божественная сила препятствовала триумфальному вступлению императора в город, и тогда Ираклий, отказавшись от всякой пышности, вошел в Иерусалим, высоко неся Святой Крест, в знак смирения и следуя примеру Христа.
Практика отделения частиц от креста началась уже при императрице Елене — по дороге в Константинополь она оставляла его частицы в основанных ею монастырях.
Иерусалимская часть Креста была потеряна в 1187 году, после разгрома рыцарского войска святыню, видимо, захватили мусульмане, как о том сообщает франк Ернул, участник того сражения.
Константинопольская часть Креста была похищена в 1204 году после разграбления столицы Византии крестоносцами.
Христианские реликвии и святыни в Риме/ Церковь Санта Кроче ин Джерусалемме

Processing video...

Где сейчас находятся частицы Животворящего креста.

Сейчас, части животворящего креста в Риме хранятся в базилике Санта Кроче ин Джерусалемме, в Базилике Святого Петра в Ватикана, кафедральных соборах Пизы и Флоренции. При исследовании этих реликвий подтверждено, что все частицы Животворящего Креста состоят из древесины оливы. Это частицы от византийской части креста.
Частицы происходящие непосредственно от Иерусалимской части Древа находятся в австрийском монастыре Хайлигенкройц. В испанском монастыре Санто Торибио де Льебана в Кантабрии, в Хофсбурге в Вене, в Брюсселе и Венеции.
В России тоже есть частицы креста в некоторых монастырях. Их список можно найти в Википедии.
Кажется, что частиц Креста в мире хватило бы на несколько деревянных крестов! Но исследователь Шарль Рот де Флори говорит, что если собрать все частицы креста в мире, то их суммарный вес едва ли составит треть веса креста.
В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Догадайтесь кем?
Помимо креста Святая Елена привезла в Рим и другие реликвии, в том числе и лестницу, по которой Иисус поднимался на суд в Понятию Пилату.

Увидеть эту и другие христианские реликвии можно на экскурсии Рим Христианский.

Другие христианские реликвии в Риме

 
Гвоздь Распятия 
Гвоздь Распятия 
Гвозди, которыми был распят Спаситель, были выкованы в форме 4-гранника длиной 14 см, весом 84 г, из обычного железа, имели круглую шляпку..
Туринская плащаница 
Туринская плащаница 
В Италии в деревянном ковчеге с серебряным окладом католического собора Иоанна Крестителя хранится Туринская плащаница. Это одна из главных святынь христианского мира, на ее полотне сохранился отпечаток мертвого тела сына божьего..  
Копье Лонгина
Копье Лонгина
Попав в руки римлян, священное копье одного за другим меняло своих владельцев. Оно побывало в руках многих монархов: древнеримского императора Константина I Великого, средневекового полководца и правителя Юстиниана, военного вождя франков Карла Мартеллы.