Пинтуриккьо и его работа для Папы Римского

Апартаменты Борджиа

Итальянский живописец из Умбрии Бернардино Пинтуриккьо, живший в эпоху Возрождения (XIV- XVI века) оставил о себе неоднозначную славу. Его не признавали коллеги по цеху, последующие поколения тоже критически оценивали его произведения. Спустя несколько столетий в творчестве Пинтуриккьо продолжают находить недостатки, но скепсис все равно сменяется неподдельным восхищением его своеобразной монументальной живописью.
Для людей, кто мало интересуется церковной живописью, одна из работ Пинтуриккио должна быть все-таки узнаваемой. Это «Портрет мальчика», (1500 г.), который даже появился в одном из советских фильмов «Достояние республики».
Справа: Портрет мальчика, Пинтуриккио, слева: автопртрет художника

Творчество для богатых

Пинтуриккио – это тот самый пример, вполне приемлемый и для сегодняшней жизни, как обладая не самым великим талантом, можно найти свою удачную нишу и хорошо зарабатывать.
Выполненные им монументальные фрески, роспись интерьеров дворцов, апартаментов и храмов позволили ему быть в самой гуще событий. У него всегда были богатые обеспеченные заказчики, которым он смог угодить, – вся церковная элита, начиная от глав католической церкви Александра VI Борджиа и Пия II, Энея Пикколомини.

Фреска «Воскресение Христа» апартаменты Борджиа в Ватикане
Пинтуриккьо оставил след в истории, прежде всего, как мастер фресок, над которыми он работал в разных городах Италии. Например, в Риме он вместе со своим учителем Пьетро Перуджино расписывал интерьер Сикстинской капеллы в Ватикане. Влияние Перуджино будет ощущаться во многих работах Пинтуриккьо.
Самой известной работой маленького художника считается роспись апартаментов Папы Римского Александра VI, Родриго Борджиа в Апостольском дворце в Ватикане. Не менее знамениты также и росписи библиотеки Папы Римского Пикколомини в сиенском соборе Сиены, изображающие ряд событий из жизни папы Пия II.
Пинтуриккьо фрески аппартаменты Борджиа в Ватикане. Слева: Вознесение Богородицы, справа: Поклонение волхвов

Умер от расстройства


Пинтуриккио скончался в 1513 году в городке Сиена в регионе Тоскана в уже довольно преклонном возрасте. Существует почти анекдотическая версия его смерти, изложенная известным писателем-искусствоведом XVI века Джорджо Вазари в его знаменитых жизнеописаниях.
Весьма востребованному у VIP-персон живописцу заказали роспись алтарного образа Рождества Девы Марии для базилики Сан-Франческо в Сиене. По предъявленному райдеру художника монахи обязались предоставить ему келью для проживания и работы, полностью освободив ее от всех предметов.

Лукреция Борджиа и Папа Римский Александр VI детали фресок Пинтуриккио
Правда, они не смогли вынести оттуда громоздкий старинный сундук. Это не понравилось Пинтуриккио. Характер к старости у него был своенравный и сварливый. Он учинил скандал, заставив все-таки вынести сундучище.
При выносе деревянного сундука монахи умудрились сломать одну из его досок. Оттуда высыпались деньги, сумма по тем временам немалая: 500 дукатов, на такие деньги можно было спокойно жить не один год.
Это обстоятельство так расстроило Пинтуриккио, вполне имевшего шанс присвоить себе эти деньги, что уже больше ни о чем не мог думать и в такой великой печали от расстройства умер.
Лукреция Борджиа, Пинтурикьо и Рафаэль

Что не так на фресках Пинтуриккио?


Одним из первых критиков Пинтуриккио был искусствовед Джорджо Вазари. Он писал, что его фрески лишены меры и вкуса, в них из-за желания угодить богатым заказчикам слишком много декоративности, украшательства, орнаментов, позолоты и лазури.
Последующие критики отмечали бесплотность фигур на фресках, отсутствие драматургии, нарушенную анатомию человеческих тел. Даже находили, что многие лица, особенно женские, копируют друг друга из одной фрески в другую.

Русский искусствовед XX века Александр Бенуа называл фрески Пинтуриккио пустоватыми, наивными, достаточно условными и полным подражанием своего учителя художника Пьетро Перуджино. Но такое впечатление производят фрески, если их рассматривать каждую в отдельности.
В едином комплексе роспись стен и потолков, созданная рукой Пинтуриккио, производит завораживающее впечатление, очаровывая солнечными красками, блеском золота и роскошными орнаментами «талантливого маляра», как прозвал маленького, глуховатого итальянца Александр Бенуа.