С 1694 года в Италии в деревянном ковчеге с серебряным окладом католического собора Иоанна Крестителя хранится Туринская плащаница. Это одна из главных святынь христианского мира, на ее полотне сохранился отпечаток мертвого тела сына божьего.
Миллионы верующих людей считают ее подлинным саваном, в который тайный ученик Христа, иудейский старейшина Иосиф из города Аримафея перед погребением завернул тело Спасителя, снятое с распятия. Туринская реликвия – это один из самых загадочных святых артефактов: споры по плащанице, а также исследования ее подлинности, не прекращаются до сих пор.
Туринская плащаница
Туринская плащаница фото 1931 года

История реликвии

История появления плащаницы также таинственна и полна загадок. О погребальных пеленах упоминают все четыре автора канонических Евангелий (Матфей, Марк, Лука, Иоанн). Значит о погребальных пеленах Спасителя было известно с древних времен. Сохранилось письмо священнослужителя Епифания Кипрского епископу Иоанну II Иерусалимскому, датированное 393 годом, в котором сказано о том, что на Востоке в конце 4 века люди поклонялись изображению Спасителя на большом тканом полотне, хранившемся в городе трех религий – Иерусалиме.
Один из исследователей плащаницы Я.Вильсон предположил, что последователи Христа, вывезли полотно из Палестины в город Эдесса, находившийся в те времена, хотя и под властью Рима, но имевший собственного монарха. В «Истории Церкви» Е.Кесарийского имеется рассказ об исцелении от болезни эдесского царя Авгаря с помощью плащаницы.
саванн Иисуса Христа
Ткань туринской плащаницы
После кончины Авгаря власть в городе захватили язычники, уничтожившие общину христиан. Полотно успели спрятать, замуровав в нише городской стены. В VI веке при реставрации стены ее обнаружили и передали в кафедральный собор Святой Софии Эдессы.
В X веке император Византии Роман I Лакапин, взявший осадой Эдессу, после длительных переговоров сумел выкупить плащаницу и доставить ее в Константинополь. Там она хранилась до начала XIII века и исчезла во время Четвертого крестового похода западных христиан в 1204 году, когда крестоносцы устроили страшный погром и вывезли сокровища. Многие святые реликвии были безжалостно распроданы или уничтожены.
Изображение туринской плащаницы на фото, негатив и позитив
О пропавшей во время погрома плащанице не было ничего известно почти 150 лет, пока в 1353 году французский поэт, дипломат, глубоко религиозный и очень богатый рыцарь Жоффруа де Шарни не объявил, что плащаница находится у него. Существует несколько версий, как она у него оказалась. Истории эти длинные и недоказанные документально: от версии хранения полотна у ордена тамплиеров, в котором состоял рыцарь, до покупки им плащаницы во время поездки на Восток.
Погребальное полотно долго хранилось в роду рыцаря, потом было передано герцогам Савойским. У них она, хоть и пострадает во время пожара в часовне Шамбери, где хранилась, но все же большей частью уцелеет. Когда столицей герцогства Савойского становится Турин, плащаница в конце XVI переезжает туда, где для ее хранения построили часовню. Здесь она и хранится до сих пор.

Джотто ди Бондоне
Джотто, Снятие с креста,1303, Капелла Скровеньи, Падуя

Отпечаток тела Христа или нет?

Туринская плащаница – это большой (4,42 на 1,13 м) кусок ткани изо льна, на котором можно увидеть силуэт тела человека, как бы в негативном изображении. Но не вблизи, а только с расстояния не менее 2 метров отчетливо проявляются две проекции тела: спереди со сложенными руками и со спины. Особенно четко проступают детали лица, такие как борода, длинные волосы, губы, пальцы.
Туринская реликвия выставляется для всеобщего обозрения редко: раз в 30 лет или по крупным праздникам. В конце XIX века, во время одной из таких демонстраций, юрист и фотограф-любитель Секондо Пиа сфотографировал полотно. А при проявлении снимков он увидел на негативах человеческий облик.
Рафаэль Санти Положение во гроб
Рафаэль Санти, Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим
Это событие заставило ученых, медиков, историков и богословов приступить к более тщательному исследованию плащаницы, наиболее серьезно это удалось сделать не ранее конца 20 столетия.
Что выяснили исследования, проведенные с конца XIX века:
  • изображение тела в полный рост принадлежит мужчине;
  • его рост – 175-180 см, вес – 75-85 кг и приблизительный возраст – 30-45 лет;
  • на ткани обнаружены следы более 370 ран от бичевания на груди, спине и ногах, следы кровоподтеков на голове от колючек тернового венца, от гвоздей в запястьях и в ступнях ног, огромное пятно крови от ранения в левом подреберье;
  • следы от монет, которые, похоже, лежали на глазах человека, завернутого в ткань, монетная символика характерна для монет правления Понтия Пилата.
Микеланджело Мирези Караваджо
Караваджо, Положение во гроб, 1510, Пинакотека Музеев Ватикана
Эти результаты вполне убеждают в подлинности туринской плащаницы. Однако возраст ткани, определенный радиоуглеродным анализом в 1988 году, был определен как период, относящийся к средним векам (XIV век). А Христос был распят ориентировочно с 30 по 33 годы нашей эры.
Однако это исследование позже стало оспариваться другими исследователями, доказывающими возможности ошибки даты. Они считают, что образцы для исследования могли быть взяты не из оригинальных участков полотна, а из боковой части, которые были пришиты позже. В одном из новых современных анализов исследователи даже смогли доказать, что более половины волокон в образцах 1988 года были вплетены монахинями в XVI веке в ткань I века. И это еще не окончательные результаты, с развитием современных технологий могут быть раскрыты еще немало тайн плащаницы.
негатив и позитив
Негатив и позитив, изображение лица на туринской плащанице

Только факты

Кровь на ткани.
В 1981 году учёными-криминалистами Пьерлуиджи Баймой Боллоне, Марией Йорио и Анной Лючией Массаро было проведено исследование отпечатков крови на Саване. Исследователи сделали вывод, что она принадлежит к IV группе (АВ)
ДНК
Проведённый в 2015 году анализ следов ДНК на плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп.
где хранится турника плащаница
Последняя капелла слева от алтаря туриского кафедрального собора - место хранения туринской плпщпницы

Ватикан не имеет официальной позиции по вопросу происхождения Туринской плащаницы. У Святого Престола нет намерения вступать в дебаты по поводу датировки плащаницы
Православная церковь также не имеет официальной позиции по вопросу подлинности. Патриарх Алексий II освятил копию плащаницы как «Нерукотворный образ Спасителя».Иконография.
Правая рука намеренно удлинена для закрытия области гениталий в угоду «благочестивой скромности», а также, что изображение Иисуса на ткани соответствует иконографическому стилю византийского периода, в то время ранние изображения Иисуса в катакомбах Рима изображают его безбородым, а в Евангелии и вовсе не даётся никакого описания внешности
Во время II мировой войны плащаницу перевезли из турина на юг Италии в регион Кампанья и спрятали в горном монастыре. В Турин ее вернули в 1946 году. Это было последнее перемещение плащаницы.

Вынос на всеобщее обозрение и поклонение туринской плащаницы

Эти и другие реликвии Христианства, хранящиеся в Риме можно увидеть на моей экскурсии Рим Христианский